Алгоритмика
Основы компьютерных технологий
Устройство компьютеров и сетей

Информатика в 7-ом классе

(2 часа в нед., всего около 60 уроков)

С этого класса в нашей школе начинается (пока) систематическое изучение предмета. Стартовый уровень учащихся определяется тем, что почти у всех есть компьютер дома. Кроме того, два-три года в младших классах у детей были разноплановые компьютерные занятия развивающего характера. В результате учащиеся (в среднем) владеют следующими навыками:

  • умеют работать с клавиатурой (вводить текст и осуществлять простое редактирование - удаление и вставку букв);
  • умеют работать с мышью - знакомы с элементами графического интерфейса (окна, кнопки, меню); могут запустить программу, если видят на экране ее иконку, и затем закрыть ее; умеют рисовать в простом графическом редакторе, используя основные инструменты.
  • Однако навыки эти по большей части не обобщенные, связаны с несколькими конкретными программами. Многие вначале затрудняются работать на компьютере с иными настройками (например, Рабочим столом), чем на привычном домашнем компьютере. Понимания того, что происходит при тех или иных действиях, естественно, нет. Например, учащиеся не различают иконки, обозначающие программы и документы; если при двойном щелчке по иконке документа он не открывается, считают, что «что-то сломалось» и т. д.

    В задачи курса 7-го класса входит, прежде всего, формирование понятия файла и файловой структуры (дисков и каталогов); файлов данных и программ; понятия типа данных, хранимых в файле (текст, графика, звук, видео); понятия форматов файлов с однотипными данными и конвертирования из одного формата в другой.

    В течение всего года постоянно тренируются умения найти файл по указанному адресу; сохранить созданный файл в нужном месте, чтобы ничего «не терялось»; создавать структуру каталогов в личном рабочем каталоге и поддерживать в нем порядок (каждому учащемуся отводится личный рабочий каталог на сетевом винчестере, который защищен паролем, уже к концу 7-го класса там накапливается несколько десятков файлов с работами); копировать и переносить файлы и каталоги; различать файлы с данными различных типов (текстовые, графические, звуковые, видео и др.); подбирать подходящую программу для открытия того или иного файла; конвертировать файл в другой формат. Естественно, происходит эта тренировка не в виде специальных изолированных упражнений. Она предусмотрена и включена в задания с разноплановым содержанием.

    Еще одна тема, к которой мы на уроках возвращаемся в течение всего года - это эффективные приемы работы на компьютере. В первую очередь, использование буфер обмена (при работе с одним документом; несколькими документами, открытыми в одной программе; перенос фрагментов текста, рисунков из одной программы в другую).

    Что семиклассники проходят по информационным технологиям

    Работа с текстом:

  • правила набора текста (непечатаемые символы - пробел, конец абзаца; как правильно расставлять знаки препинания);
  • использование автоматической проверки орфографии и грамматики;
  • вставка иллюстраций в текст.

    Компьютерная графика:

  • растровое изображение, задание размеров изображения в пикселах, работа с инструментами графредактора;
  • создание анимации;
  • цифровая фото и видеосъемка, обработка полученных файлов.

    Сети:

  • локальная сеть (работа в школьной локальной сети, права доступа к разным сетевым дискам, использование личного сетевого каталога, различение локальных и сетевых дисков);
  • глобальные сети (поиск информации в Интеренет; электронная почта - получение и отправка простых писем и писем с вложениями, «уход» за почтовым ящиком; создание Web-страниц и личного сайта средствами визуального HTML-редактора).

    Чтобы формировались обобщенные представления об основных видах компьютерных технологий, а не заучивались конкретные приемы работы в конкретных программ, в практикум намеренно включены задания, предполагающие использование разных программ одного типа (например, для текста - Блокнот, MS Word; различные графредакторы и аниматоры; два браузера - Internet Explorer и Netscape Navigator и т. д.).

    Алгоритмика

    Примерно половина учебного времени отведена на решение алгоритмических задач. В качестве средства для освоения алгоритмики и начал программирования используются Лого-среды.

    Упомянутые выше разделы - принципы устройства «мира компьютеров» и основы компьютерных технологий - закладывают фундамент «компьютерной грамотности» школьника и открывают для него инструментальные возможности компьютера. Однако любая компьютерная технология сводится к тем или иным АЛГОРИТМАМ обработки информации. Школьники осваивают алгоритмику, решая задачи по учебному пособию.


    Практикум (последовательность заданий)

    Стихотворение «Багаж» (редактор текста: правила набора, использование буфера обмена, автоматизированная проверка орфографии, вставка иллюстраций)

    Лого-графика: циклы, процедуры, параметры

    Проект «Осенний натюрморт» (графредактор, электронная почта: создание рисунка и обмен рисунками по почте, «сборка» изображения из фрагментов из разных файлов с помощью буфера обмена)

    Стихотворение «Академик Иванов» (работа с медиа-плеером и текстовым редактором: набор текста, прослушиваемого через наушники)

    Задание «Классная анкета» (освоение навыков работы со списками и закрепление умений набирать текст, форматировать символы, работать с буфером обмена, пересылать файлы по электронной почте)

    Первая Web-страничка (визуальный HTML-редактор: ввод и форматирование текста, гиперссылки на странички одноклассников)

    Лого-графика: описание и использование процедур с параметрами, анимация в Лого

    Работа с цифровой камерой (съемка и запись короткого видео-файла; «разборка» файла в формате .AVI на кадры; обработка фотографии)

    Разработка учебного «личного сайтика», состоящего из нескольких страниц («Обо мне», «Мои одноклассники», «О школе», «Мои работы по информатике»)

    Создание анимации в GIF-формате


    Завершающая учебный год работа (личный сайтик, размещенный на школьном сервере) - это небольшой проект. Он позволяет учителю повторить, связать друг с другом, «прицепить» все темы, пройденные за год. Эту итоговую работу школьник может показать, например, родителям (если дома есть выход в Интернет).

    В результате выполнения проекта быстро образуется «густая паутина» из страничек - 50 семиклассников, у каждого, как минимум, по три страницы и по десятку ссылок (как на свои же страницы, так и на сайтики одноклассников). Поэтому для примера выбраны и скопированы сюда только некоторые страницы, и то на них оставлены реально работающими не все ссылки. Специально отключеные (чтобы «не заблудиться») ссылки помечены *звездочками*.

    Примеры