Глава 7. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ
Рекомендации по проведению уроков и тексты программ к заданиям вижу - и запоминаю, делаю - и понимаю. (Восточная мудрость) В соответствии с этими средствами в течение длительного времени происходил отбор тем и формировалась методика. В ряде случаев применение новых технических средств может существенно изменить школьную математику. Ежегодно с 7-го класса школьники проходят по алгебре раздел о функциях (в 7-ом - линейная зависимость, в 8-ом - квадратичная, и т. д.). Но только в десятом классе учащиеся знакомятся с влиянием коэффициентов на сдвиги и сжатия-растяжения графиков функций. В девятом классе заучивают тригонометрические формулы, а с графиками тригонометрических функций знакомятся только на следующий год. В этом разделе математики компьютер можно использовать для повышения наглядности, а также и как инструмент для математических экспериментов. Именно недостаточная наглядность и отсутствие возможности осваивать функциональные зависимости опытным путем приводят к тому, что большая часть школьников, не имеющих "готового" хорошо развитого формально-логического мышления, попадает в разряд неспособных к математике. Для них освоение этого раздела сводится к овладению отдельными утилитарными навыками типа нахождения корней квадратного трехчлена. Работая над этой главой пособия, школьники сначала самостоятельно подготовят инструмент - построитель графиков. А затем получат возможность строить десятки графиков, экспериментировать с коэффициентами, подбирать формулы для причудливых кривых, собирать красивые экземпляры в альбомы графиков. То есть смогут почувствовать красоту математики, пусть и лежащую на самой поверхности. А главное - значительно лучше поймут важнейший раздел математики. Выполняя задания главы, учащиеся знакомятся с учебной исследовательской работой. Ведь они должны не только написать программу, но и научиться использовать ее для небольшого исследования: провести эксперименты, собрать данные (в числовом или графическом виде), проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. Наконец, подготовить простую презентацию (электронный альбом графиков). 27. Движение черепашки в декартовых координатах Все предыдущие графические задачи решались с помощью команд относительного перемещения FD, BK и относительного поворота RT, LT. То есть в относительных полярных координатах. Переход к другому способу получения изображений, к абсолютным декартовым координатам существенно расширяет круг возможностей, но и вызывает естественные затруднения. Обратите внимание ваших учеников на то, что, решая задания этой главы, они не должны пользоваться командами FD, BK, RT и LT. это тчк :x :y setsh 1 pu setx :x sety :y pd stamp end 27.5
это ox1 :M
это ox2 :M
это oy1 :M
это oy2 :M
это штрих1
это штрих2
Ваши ученики, вероятно, привыкли строить график параболы в тетради в два приема: от нуля вправо, затем от нуля - влево. Подскажите им, что в программе нецелесообразно повторять такую последовательность действий. Начальное значение абсциссы естественно выбирать в левой полуплосткости (отрицательное число) и затем последовательно ставить точки слева направо, увеличивая абсциссу. Сценарий программы, приведенный в пособии, соответствует итеративному построению процедуры. Однако, работая над главами 5 и 6, школьники освоили оба способа организации повторений в программах: и итерацию, и рекурсию. Теперь они могут выбирать тот способ, который им больше понятен. Поэтому приведены оба варианта решений. это график1 setc 14 setsh 1 make "x -40 repeat 80 [make "y 0,1 * :x * :x тчк :x :y make "x :x + 1] end это график2 :x
это тчк :x :y if and :y < 180 :y > -180 [pu setx :x sety :y pd stamp] end 29.2
29.3
if :x > :x_кон [stop] функция :N :x тчк :x :y график :N :x + :шаг :шаг end Обратите внимание на на правильную запись функциональных
зависимостей. Нельзя "опускать" знаки умножения, надо помнить о пробелах,
отделяющих все арифметические знаки (кроме "унарного" минуса, как, например,
в выражении -2 * :x). Особенно важно правильно расставлять скобки.
30. Изменение масштаба графика Введение масштаба - последнее усовершествование программы. После этого можно провести разнообразные "лабораторные работы" по исследованию графиков. Большая часть заданий к этому параграфу предполагает построение некоторого семейства графиков по заданному признаку. После того, как школьники справятся с этой задачей, необходимо помочь им в определении общей формулы полученного семейства. Часто такое задание вызывает затруднения. это график :N :цвет :шаг :M setc :цвет setsh 1 make "x -300 / :M repeat 600 / :шаг [функция :N :x точечка :M * :x :M * :y make "x :x + :шаг / :M] end if :x > :x_кон [stop] функция :N :x тчк :x :y график :N :x + :шаг / :M :шаг :M end В блоке заданий с параболами необходимо, чтобы учащиеся связали с соответствующими заданиями различные способы представления квадратичной функции. Для проведения параболы через две точки, лежащие на оси абсцисс, целесообразно использовать запись в виде произведения двучленов; для перемещения вершины в заданную точку - выделение полного квадрата. Важно, чтобы ваши ученики не только получили правильные результаты, но и аккуратно и достаточно полно оформили их в виде "электронного альбома графиков". Желательно, чтобы на каждом листе были помещены поясняющие и обобщающие надписи: уравнение для каждой кривой, общая формула всего семейства кривых, название (заголовок) листа. 31. Построение графиков тригонометрических функций Выполняя задание 31.3, учащиеся знакомятся с влиянием коэффициентов на сжатия-растяжения графиков по осям. Задания 31.2, 31.4, 31.5 представляют наглядные "доказательства"
тригонометрических тождеств.
Вы можете использовать материал этой главы как основу для индивидуальных проектов ваших учеников. И затем провести экзамен по информатике за 9-ый или 10-ый класс в форме защиты таких работ. Вот примеры тем для проектов.
|