I. Упражнения на понимание текста.

Еще раз напомним, что, выполняя упражнения этого раздела, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание.
Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определенное время; потом закрывает текст и выполняет задание.
Упражнения этого раздела не связаны с изучением каких-либо языковых тем. Выбор упражнения зависит от подготовленности класса.
Нужно сделать важную оговорку: это упражнения не на логику, а на понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся.

Образцы упражнений.

1.
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда ≈ в красный и синий, оружие ≈ в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. ⌠Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям ⌠, ≈ сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую ≈ из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть ⌠фреска■. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался ⌠темпера■, так работали средневековые иконописцы).

(М.Гаспаров)


Задание.
Запишите номера правильных утверждений.

1. Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
2. Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки .
3. Фреска ≈ это роспись по сырой штукатурке.
4. Греки редко писали масляными красками на холсте.
5. Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
6. Наше слово ⌠мел■ произошло от названия острова Мелос.
7. На деревянных досках писали темперой.
8. Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
9. Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
10. Картину проще сохранить, чем статую.

2.
Правительству России трудно было оставаться пассивным свидетелем того, что происходило на Балканском полуострове. Сербы, черногорцы, болгары и другие славяне делали отчаянные попытки освободиться от власти турок; положение покоренных народов было в самом деле трудное, а европейские державы, обязанные по договору 1856 г. защищать интересы христианского населения Турции, бездействовали равнодушно, опасаясь только одного ≈ возможного в будущем влияния русской монархии. Внутри России началось сочувственное славянам движение. 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест о войне с Турцией.

Война была трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила нам огромных жертв, но в конце концов она была взята. Русские войска подошли вплотную к Константинополю. На берегу Мраморного моря в местечке Сан-Стефано был подписан турками мир, выгодный для нас, по нему гарантирована была независимость балканских народов. И вот эти успехи и все эти огромные жертвы были тщетными или почти тщетными.

Лето и осень провел царь на позициях под Плевной. Не чувствуя себя полководцем, он устранился от руководства армией, и официальные историки расточали ему похвалы за его скромность. Но косвенно его присутствие мешало военным действиям, потому что льстецы и карьеристы пользовались его персоной и действовали из личной выгоды в ущерб делу. Так, например, один из безрассудных штурмов Плевны, напрасно погубивший тысячи русских солдат, был предпринят в угоду царю в день его именин.

И все же, несмотря на все ошибки, злоупотребления и преступления, русские солдаты дошли до стен Константинополя. Это вызвало бурю негодования в правящих кругах Англии. В Мраморное море был послан английский флот. Турки под руководством англичан строили в Константинополе новые укрепления, стягивая войска.

Наконец опротестованный Англией и Австрией Сан-Стефанский договор пришлось передать на обсуждение Берлинского конгресса. Александр II безоговорочно подчинился его решению. Последствием этой войны было образование тройственного союза ≈ Германии, Австрии и Италии, ≈ направленного против России, недовольство балканских народов, освобожденных нами, но не получивших полного удовлетворения своих притязаний, утрата внутри страны уверенности в моральной силе правительства Александра II.

(Г.Чулков)


Задание.
Запишите номера истинных утверждений.

1. Европейские державы обязаны были по договору выступить против Турции в союзе с Россией, но бездействовали.
2. Русские войска взяли Константинополь, но, подчинившись решению Берлинского конгресса, оставили город.
3. Царь лично возглавил армию.
4. Сербы, черногорцы, болгары пытались освободиться от турецкого владычества.
5. Англия и Франция опротестовали Сан-стефанский договор.
6. Балканские народы, освобожденные Россией, снова вернулись под владычество турок.
7. Русским войскам приходилось воевать в Азии и в Европе.
8. Присутствие государя на позициях мешало военным действиям.
9. По договору, подписанному в Сан-Стефано, балканским народам предоставлялась независимость.
10. Плевна была взята русскими войсками одним молниеносным ударом, но ценой тысяч солдатских жизней.

Выберите план, который вы считаете правильным.

I.

1.Причины войны России с Турцией.
2.Трудности и успехи русских войск.
3.Реакция европейских государств на договор, подписанный в Сан-Стефано.
4.Итоги войны.
II.
1.Борьба балканских народов за свободу.
2. Начало войны с турками.
3.Взятие Плевны.
4. Английский флот в Мраморном море.
5. Конец войны.
Назад в оглавление