IV. Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей – 2.

В упражнениях этого раздела опять нужно устранять повторы, превращая короткие предложения в более сложные и разнообразные синтаксические конструкции. Но выполнять их можно только после того, как ученики получили представление о причастиях и деепричастиях, т.е. не раньше 7-го класса. Учащиеся должны осознанно выбирать в каждом случае наиболее уместную конструкцию, например, решать, сделать ли им из двух предложений с одинаковыми подлежащими предложение с однородными сказуемыми или одно из сказуемых превратить во второстепенный член, выраженный причастием или деепричастием. Над такими упражнениями стоит поразмышлять вместе с классом, обсудить, какое действие счесть основным, какое добавочным.

Научить правильно употреблять глагольные формы важно, но недостаточно для того, чтобы текст получился точным и красивым. Снова могут возникнуть повторы – уже не слов, а конструкций, например, текст может оказаться перегруженным причастными оборотами. Тут надо напомнить детям о синтаксической синонимии; даже если они не изучали еще придаточных определительных, на практике с ними знакомы все. Точно так же, чтобы избежать однообразия деепричастных оборотов – обстоятельств времени – в начале предложений, стоит вместо них иногда использовать придаточные времени.

По мере изучения различных синтаксических конструкций возможности улучшения текстов расширяются.

Образцы упражнений.

1.
а). Усатый сразу проявил такую щедрость. Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом господин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды «Ф...алка» за восемь копеек. Вода с сиропом стоила две копейки. (2 пр.)

Мальчик даже не поверил своим глазам. Будочник достал белую бутылку с ф...олетовой наклейкой. Он ра...крутил тоненькую проволоку. Проволокой была пр..круч...на пробочка. (1 пр.)

Бутылка выстр...л...ла, но (не)грубо, а тоненько, упруго, деликатно. Грубо стр...лял квас. (Тот)час прозрачная вода зак...пела. Из горлышка пош...л легкий дымок. Дымок действительно распр...стр...нил нежнейший аромат наст...ящ...й ф...алк... (2 пр.)

б). Гаврик ост...рожно взял об...ими руками, как др...гоце...ость, холодный к...пучий стакан. Гаврик стал пить. Гаврик чу...твовал, как п...хучий газ бьет через горло в нос. (1 пр.)

Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей. Ему к...зал...сь, что на его триумф смотр...т весь мир. Смотрят солнце, обл...ка, море, люди, собаки, в...л...с...педисты, деревя...ые лошадки к...русели, к...сирша городской купальн...

Все они говорят: «Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду «Ф...алка»! (2 пр.)

Маленькая б...рюзовая ящер...чка в...села и смотрела на мальчика пр...щур...ными глазами. Ящер...чка выск...чила из бурьяна погреть на солнце бисерную спину. Ящер...чка схв...тилась лапкой за камень. Она как бы говорила тоже: «Смотрите на этого сча...ливого мальчика, он пьет воду «Ф...алка»!» (1 пр.)

Задание.

Исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя указанные средства связи и констркции: а) сложные предложения (что, когда, который, как, а), однородные члены, причастные обороты;

б) сложные предложения, однородные члены с обобщающим словом; причастный и деепричастный обороты; союзы, частицу «даже».

В скобках указано, сколько предложений должно получиться в каждом абзаце.

Ответ.

...Усатый сразу проявил такую щедрость, что Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом, стоившей две копейки, господин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды «Фиалка» за восемь копеек.

Мальчик даже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой и раскрутил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка.

Бутылка выстрелила, но не грубо, как стрелял квас, а тоненько, упруго, деликатно. И тотчас прозрачная вода закипела, а из горлышка пошел легкий дымок, действительно распространивший нежнейший аромат настоящей фиалки.

Гаврик осторожно взял обеими руками, как драгоценность, холодный кипучий стакан и стал пить, чувствуя, как пахучий газ бьет через горло в нос.

Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумф смотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянные лошадки карусели, кассирша городской купальни... И все они говорят: «Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду «Фиалка»!»

Даже маленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисерную спину, висела, схватившись лапкой за камень, и смотрела на мальчика прищуренными глазами, как бы говоря тоже: «Смотрите на этого счастливого мальчика, он пьет воду «Фиалка»!..»

(В.Катаев)


2.

Одно из самых важных свойств золота – исключительно высокая химическая стойкость золота. На золото не действуют н... кислоты, н... щелочи. Грозная царская водка (смесь азотной и соля...ой кислот) способна ра...творить золото. Тем, что царская водка способна ра...творить золото, воспользовался однажды известный датский физик л...уреат Нобелевской премии Нильс Бор. В 1943 году Нильс Бор спасался от гитлеровских о...упантов. Нильс Бор вынужден был покинуть Копенгаген. У Нильса Бора хранились две золотые Нобелевские медали его ко...ег – немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезе...а из Дании раньше). Нильс Бор не рисковал взять медали с собой. Ученый ра...творил медали в царской водке. Он поставил бутылку подальше на полку. Бутылка была н...чем н... примечательна. На полке пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Нильс Бор вернулся после войны в свою л...б...р...торию. Нильс Бор прежде всего нашел драгоце...ую бутылку. По просьбе Нильса Бора сотрудники выделили из ра...твора золото. Сотрудники заново изготовили обе медали.

Задание.

Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций.

Ответ.

Одно из самых важных свойств золота – его исключительно высокая химическая стойкость. На него не действуют ни кислоты, ни щелочи. Лишь грозная царская водка (смесь азотной и соляной кислот) способна растворить золото. Этим обстоятельством воспользовался однажды известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, он вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег – немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

(С.Венецкий)


3.

Римляне слишком охотно выст...вляли Спартака в качестве заурядного разбойнич...го главаря. Римлянам вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек был унижен ими до сост...яния гладиатора. Человек был рожден полководцем. Человек док...зал это.

Не военная дисц...плина объед...няла массы людей. Люди сбегались к Спартаку. Людей объед...няла единств...но лишь общая ненависть к Риму. Вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность дра...ся с врагами. Если бы в кр...тчайшее время их не уд...лось вооружить и орг...низовать (по)военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.

Пр...пятствия встали перед Спартаком. Пр...пятствия казались (не)пр...одолимыми. Он сумел ра...чистить себе путь. Он умело использ...вал навыки своих пр...верженц...в. Его пр...верженцы были с детства пр...вычны самост...ятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо и цепи рабов он пр...к...зал перековать на шлемы, копья и мечи. Железо было захвачено в лагере врага на Везувии. Рабы вырвались из темниц.

Задание.

Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций.

Ответ.

Римлянам, слишком охотно выставлявшим Спартака в качестве заурядного разбойничьего главаря, вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек, униженный ими до состояния гладиатора, доказал, что был рожден полководцем.

Не военная дисциплина объединяла массы людей, сбегавшихся к Спартаку, а единственно лишь общая ненависть к Риму, и вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность драться с врагами. Но если бы в кратчайшее время их не удалось вооружить и организовать по-военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.

Препятствия, вставшие перед Спартаком, казались непреодолимыми, однако он сумел расчистить себе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев, с детства привычных самостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо, захваченное в лагере врага на Везувии, и цепи рабов, вырвавшихся из темниц, он приказал перековать на шлемы, копья и мечи.

4.

Странный страх всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоя...о мерещилась какая(то) опас...ость. Хлопнет где(нибудь) дверь. Он лезет под стол, дрожа. Войдет (не)ожида...о Панин. Надо спрята...ся в угол. За обедом то и дело слезы. Дежурные к...в...леры (не)очень(то) с ним нежны. Мамушек и нянюшек нет. Их удалили. Они рассказывают сказки. Они поют стари...ые песни. Они (во)обще суеверны. Цесаревич должен воспитыва...ся разумно. То был век Вольтера и Фридриха Великого. Тогда еще Павел не увлекался коронова...ым прусским вольнодумцем. Ему были милы сказки про бабу(ягу). Это не мешало мальчику обн...руживать способности к наукам и остроумие. После урока истории Павел крепко задумался. На уроке истории преподаватель перечислил до тридцати дурных государей. От императрицы принесли пять арбузов. Из них один оказался хорошим. Цесаревич сказал: «Вот из пяти арбузов один оказался хорошим. Из тридцати государей н... одного!»

Задание.

Сделайте текст более связным, для этого соедините простые предложения в сложные разных видов, в предложения с однородными сказуемыми; кроме необходимых союзов используйте частицы, вводные слова, а также обстоятельства времени.

Ответ.

Странный страх всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоянно мерещилась какая-то опасность. Хлопнет где-нибудь дверь – он лезет под стол, дрожа; войдет неожиданно Панин – надо спрятаться в угол; за обедом то и дело слезы, потому что дежурные кавалеры не очень-то с ним нежны, а мамушек и нянюшек нет: их удалили, ибо они рассказывают сказки, поют старинные песни и вообще суеверны, а цесаревич должен воспитываться разумно. Ведь то был век Вольтера и Фридриха Великого. Тогда еще Павел не увлекался коронованным прусским вольнодумцем, и ему были милы сказки про бабу-ягу. Впрочем, это не мешало мальчику обнаруживать способности к наукам и остроумие. Однажды после урока истории, когда преподаватель перечислил до тридцати дурных государей, Павел крепко задумался. В это время от императрицы принесли пять арбузов. Из них только один оказался хорошим. Тогда цесаревич сказал: «Вот из пяти арбузов хоть один оказался хорошим, а из тридцати государей ни одного!»

(Г.Чулков)


5.

В XVIII веке Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города-музея. Рим становился Меккой художников всех стран. В Рим художники съезжались на поклонение его руинам. Среди живописцев появляются романтические певцы руин. Француз Гюбер Робер вдохновлялся римскими развалинами. Начаты раскопки древних Помпей. Появилась в середине века книга Винкельмана «История искусства древности». Книга Винкельмана – первое научное исследование истории античной культуры. Раскопки Помпей и книга Винкельмана подогревали всеевропейский интерес к Риму. Рим – кладезь художественных сокровищ. Рим сияет отраженным светом своего многовекового прошлого.

Венеция в XVIII столетии еще не стала музеем. Венеция не только хранила, но и продолжала традиции своего классического века. Венеция жила весело и сравнительно привольно. Венецианской республике удалось избежать испанского ига. Республика начисто утратила господство на Средиземном море. Венецию больше не отвлекали серьезные дела. Венеция могла вволю веселиться, покуда еще не совсем обеднела. Рим превращался в город-музей. Венецию теперь можно было назвать городом-театром. Город-театр также привлекал из всех стран путешественников. Путешественники – любители праздников. Нигде не было такого вихря карнавалов. Нигде не было таких сладкозвучных певцов. Нигде не было таких искрометных театральных представлений. Гольдони и Гоцци соперничали на сценах венецианских театров. Гольдони и Гоцци – корифеи знаменитой итальянской комедии. Итальянская комедия выросла из народной комедии масок.

Задание.

Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций.

Ответ.

В XVIII веке Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города-музея, Меккой художников всех стран, куда они съезжались на поклонение его руинам. Среди живописцев появляются романтические певцы руин, как француз Гюбер Робер, вдохновлявшийся римскими развалинами. Начатые раскопки древних Помпей, появившаяся в середине века книга Винкельмана «История искусства древности» – первое научное исследование истории античной культуры – подогревали всеевропейский интерес к Риму – кладезю художественных сокровищ, к Риму, сияющему отраженным светом своего многовекового прошлого.

Венеция в XVIII столетии еще не стала музеем и не только хранила, но и продолжала традиции своего классического века. Она жила весело и сравнительно привольно – Венецианской республике удалось избежать испанского ига, хотя она начисто утратила господство на Средиземном море. Венецию больше не отвлекали серьезные дела – она могла вволю веселиться, покуда еще не совсем обеднела. Если Рим превращался в город-музей, то Венецию теперь можно было назвать городом-театром, также привлекавшим из всех стран путешественников – любителей праздников. Нигде не было такого вихря карнавалов, таких сладкозвучных певцов, таких искрометных театральных представлений. Гольдони и Гоцци – корифеи знаменитой итальянской комедии, выросшей из народной комедии масок, – соперничали на сценах венецианских театров.

(Н.Дмитриева)